Александра Ельникова, ученица 11 класса Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова

Московский Воспитательный дом в Отечественной войне 1812 года

История будет добра ко мне, ибо я намерен сам ее писать.

У. Черчилль

История кажется многим такой далёкой от реальной жизни субстанцией, что порой забывается, что пишется она о нашем мире. Трудно в это поверить, но в ходе истории важен каждый, и каждая единица бытия. Все люди – винтики в громадной машине человечества. Поэтому и заседали в почтенных министерских креслах, и бастовали на широких улицах, и воевали в великих войнах прошлого обычные, такие же, как мы с вами, люди, о чём не стоит, конечно, забывать.

Порой конкретные действия отдельных людей влияют на ход, так называемой «большой» истории. Сколько в России полей, по которым скакали монголы разорять русские города? Сколько каменных мостовых, по которым стучали копытами лошади великих русских царей? Сколько зданий, которые дали крышу над головой знаменитым во всём мире людям? Одним из таких зданий был и Московский Воспитательный дом – приют сиротам и нуждающимся.

Московский Воспитательный дом - благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, основанное по инициативе русского просветителя И.И.Бецкого в XVIII веке. Расположен Дом в самом центре Москвы, на Москворецкой набережной. Занимая такое выгодное местоположение в центре столицы, он отличился своим участием в некоторых весьма любопытных исторических процессах и событиях. Одним из таких событий стала Отечественная война 1812 года в России, когда на русскую землю ступили французские войска под командованием Наполеона Бонапарта. Поэтому можно предположить, что в этот период Воспитательный дом сыграл важную роль в ходе оккупации Москвы врагами, выполняя определённые функции. Чтобы оценить этот вклад, необходимо обратиться к отдельным личностям Дома, его питомцам, воспоминаниям их современников и их самих. Как же связана история этого учреждения с Отечественной войной 1812 года?

Как мы знаем, после вторжения французской армии на территорию Российской империи и боёв под Смоленском и Бородино решение оставить Москву было принято М.И.Кутузовым на собрании в Филях 1 сентября 1812 года. Полководцами было решено, что с оставлением Москвы они не теряют Россию. Поэтому русские войска начали отступление, а француз вошёл в Москву. Происхождение Московского пожара доселе не установлено наверняка: одни говорят, что это сами жители, унося ноги из города, поджигали свои пожитки, чтобы те не достались неприятелю. В книге историка А.Васькина «Москва спалённая пожаром. Первопрестольная в 1812 году» даже высказывается предположение, что одним из поджигателей был генерал-губернатор Москвы Ф.В.Растопчин. По другой версии, пожар всё же начали французы. Эвакуировались и чиновники губернаторской канцелярии, и полиция, и даже пожарные команды. Город наполнился «мародерами, кои все начали грабить, разбили все кабаки и лавки, перепились пьяные, народ в отчаянии защищает себя, и повсюду начались грабительства от своих», – как сообщается в книге А.Васькина. И независимо от того, кто начал пожар, этот пожар охватил некоторую часть центра Москвы и вплотную подобрался к Воспитательному дому. А в самом Воспитательном доме 2 сентября была закончена эвакуационная суматоха: приюту было выделено большое количество подвод для эвакуации его воспитанников в Казань. Однако всех эвакуировать не удалось. В Казань с сопровождающими было отправлено всего 333 воспитанника. В Москве же ещё оставались несовершеннолетние дети, слуги и работники, а также ещё один человек. Как капитан до последнего не покидает тонущий корабль, так главный надзиратель Московского Воспитательного дома остался со своими питомцами, и остался не зря. Иван Акинфиевич Тутолмин, выходец из знатного дворянского рода, занимал должность надзирателя во время событий 1812 года. А самое примечательное – то, что из всех крупных чиновников на тот момент в Москве остался лишь он: по Табели о рангах – таблице, содержащей перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, его статус соответствовал «статскому советчику» - 5 классы таблицы, а дворянство присуждалось служащему уже с 8-го.

Итак, какие функции выполнял Воспитательный дом на огромном московском пожарище? Во-первых, Дом стал укрытием для самих его воспитанников. Его стены и врата укрыли их от мародёров и пьянчуг, что рыскали по столице. Однако надёжное убежище отвелось не только детям. Десяткам московских семей, не сумевшим сбежать из города, Тутолминым было предложено укрыться от неприятеля в стенах приюта. Москва была полна мародёров не только оттого, что простые люди пытались нажиться на чужом горе, но и потому что перед оставлением города сотни заключенных были выпущены из московского острога под предлогом всеобщей амнистии. Поэтому иметь крышу над головой и защиту в таких условиях было особенно важно. Во-вторых, Воспитательный дом помимо приюта являлся так же и колыбелью медицины, в частности детской педиатрии в Москве. А врач есть врач, поэтому в стенах Дома нашли приют раненые со всего города и не только москвичи. В Воспитательном доме на лечении и содержании находились пленные солдаты французской армии, за которыми присматривали его служащие, как мы узнаём из книги В.Н.Земцова «Пожар Москвы» и мемуаров французских офицеров. Множество людей из числа тех пленных французов в итоге остались в России и обрусели. Наконец, стоит упомянуть, что здание Воспитательного дома несколько пострадало от пожара: сгорели конюшни и небольшая пристройка аптеки, которую не смогли потушить работники и сам главный надзиратель Тутолмин.

Возвращаясь к личности Ивана Акинфеевича Тутолмина, стоит сказать, что он сыграл огромную роль во взаимодействии Воспитательного дома с французскими захватчиками. Как уже упоминалось ранее, в городе творилось беззаконие, ресурсов и людей на защиту Дома не хватало, у своих помощи просить было бесполезно, поэтому главный надзиратель принял единственное верное решение в данной ситуации – 7 сентября 1812 года состоялась его встреча с Наполеоном Бонапартом. Как мы узнаём из личного дневника И.А.Тутолмина, он направился в Кремль, чтобы просить жандармов для защиты Дома и его воспитанников от мародёров и каторжников. Наполеон принял Тутолмина, провёл с ним беседу, и выделил 12 жандармов во главе с офицером. Кроме того, Наполеон весьма серьёзно заинтересовался Московским Воспитательным домом и вскоре направился туда с собственной инспекцией, после которой заверил, что Дому не будет нанесено никакого вреда, так как он, как и предполагала императрица Мария Федоровна, является «богоугодным заведением». По окончании встречи, командующий французской армией попросил Тутолмина стать посредником между императорами и написать Александру I рапорт, в котором говорилось бы, что Наполеон не хочет войны с Россией. Это было сделано, однако русский царь не стал высылать ответа. Тогда Наполеон сам отправил собственное письмо, через простого московского помещика И.А.Яковлева, и возымело должный эффект.

Кроме того, стоит упомянуть и такие интересные факты, как участие самих воспитанников Воспитательного дома в событиях Отечественной войны. Многие из относительно взрослых его питомцев вызвались защищать Родину и покинули стены приюта, чтобы пополнить ряды партизан, чье движение впервые в истории Российского государства получило широкое распространение в годы Отечественной войны, известными представителями которого являются дворянин Д.Давыдов, военачальник А.Сеславин и крестьянка Василиса Кожина.

Также стоит отметить следующий интересный факт. По прошествии событий 1812 года пленные французы оставили кое-что детям Воспитательного дома на память – свои фамилии. Множество детей имело французские фамилии, что впоследствии вызывало негодование императрицы Марии Фёдоровны, по указу которой поэтому некоторые из тех фамилий были заменены на русские, что сегодня доставляет трудность историкам в поисках французов, находившихся в Доме во время войны.

Итак, за ролью Московского Воспитательного дома в событиях сентября 1812 года довольно интересно наблюдать: как небольшая домовая аптека Приюта горела в пламени Великого московского пожара, так и Воспитательный дом сыграл свою уникальную роль в громадной машине войны, Отечественной войны 1812 года. Вклад его служащих в события того периода был колоссальным: его стены сохранили жизни воспитанникам и сотням москвичей, его главный надзиратель удостоился чести быть представленным предводителю завоевания, и даже выполнял особую просьбу для Его Величества. Даже московские воспитанники отличились в этой войне и стали её частью. Пример Воспитательного дома доказывает, что именно из этого состоит «большая» история: из отдельных важных и не очень людей, из бытовых дел, являющихся частью чего-то громадного, и из таких каменных зданий, которые в самые трудные времена становятся для кого-то спасением и отрадой.

Александра Ельникова

Ученица 11 класса социально-правового профиля
Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова

Все публикации раздела «Спецпроекты»
205