Большой театр и Воспитательный дом.

Воспитательный дом сыграл важную роль в истории главного театра страны – Большого.

В 1772 г. инициатор создания Воспитательного дома Иван Бецкой озаботился обучению воспитанников «изящным художествам». Опекунскому совету идея понравилась и было принято решение организовать «домашний театр». Что и было исполнено.

Главный надзиратель Воспитательного дома C. И. Насонов извещал Бецкого: «Оному театру назначается быть в квадрате в первом этаже над столовыми детей…», а «…для научения театральным представлениям приискан некоторый на публичном здеся театре испервых актеров Иван Иванов (Калиграфов)». (Всеволодов В. История тетрального образования в России (XVII и XVIII вв.) CПБ, 1913. Цитируется по В.С.Куров « Краткий очерк истории здания, в котором мы учимся и работаем, 1988).

Через год театр был построен, о чем 5 ноября 1773 г. было представление главного надзирателя опекунскому совету, а затем и Бецкому: «… Приступил … к устроению в доме небольшого театра, на котором бы питомцы могли обучаться искусству, касающемуся до актерства и театрального танцевания, для чего приискал способных к тому людей …».

Актерскому мастерству обучал известный драматический актер того времени И. И. Калиграфов. Кроме того, воспитанники учились музыке и пению.

В школе Воспитательного дома был организован класс обучения танцу. Первым педагогом- балетмейстером стал итальянец Филиппо Беккари. Первая группа детей в возрасте до 12-13 лет состояла из 26 девочек и 28 мальчиков. Спустя некоторое время группа включала уже около 80 учащихся.

Супруги Беккари брались обучить питомцев «театральному танцеванию», а «тех, кои будут в состоянии составить фигуру со всею возможною точностью, научить и большему - показывать себя во всех пантомимных балетах и танцевать соло».

В 1778 году балетные классы Воспитательного дома возглавил, сменив Беккари, балетмейстер и танцовщик Леопольд Парадиз. В 1780 году он выпустил на сцену первых своих учеников: семь танцовщиц и девять танцовщиков. Многие из них стали выдающимися исполнителями. Это Василий Балашов, Гаврила Райков, Иван Еропкин, Арина Собакина.

Балетный класс Воспитательного дома положил начало школе классического танца в Москве и составил конкуренцию петербургской школе, которая хоть и была на тридцать пять лет старше, но, по мнению историка русского театра В. Всеволодского, обучение театральному искусству там проигрывало  московскому.

Об этом свидетельствует и тот факт, что воспитанники Московского Воспитательного дома, обучавшиеся актерскому искусству, в 1779 г. в соответствии с договором, который заключил с Домом руководитель Вольного российского театра в Петербурге К. Книппер, составили основу русской труппы, выступавшей в этом театре.

В Москве тогда не существовало единого музыкального театра, и его необходимость ощущалась все сильнее. В октябре 1783 музыкант и знаток сцены барон А.Ф. Ванжура составил специальный проект организации публичного театра при Воспитательном доме, а в ноябре 1783 Екатерина II подарила под Театр Воспитательного дома «старый придворный деревянный» театр, то есть Головинский оперный дом на Яузе. Представления в нём начались 9 февраля 1784 пантомимой «Морские разбойники» и балетом «Венера и Адонис».

Но тут не обошлось без интриг. Дело в том, что на тот момент привилегия на содержание в Москве всех публичных зрелищ принадлежала антрепренёру М. Медоксу, который подал жалобу императрице. За антрепренера вступился перед Екатериной «главный начальник Москвы» граф Захар Григорьевич Чернышев. И Екатерина заняла компромиссную позицию заявив, что желает «согласить целость данного Медоксу дозволения с прямым разумом прав Воспитательного дома».

Театр закрыли, и Опекунский совет в конце 1784 года договорился с Медоксом о том, чтобы он принял «всех питомцев обоего пола, находящихся при театре Воспитательного дома — актеров, танцовщиков и музыкантов, на свое жалованье и иждивение». Все они влились в труппу Петровского театра, на улице Петровке, который через несколько десятилетий, уже в другом здании стал знаменитым Большим Театром.
 

Использованные материалы:

Всеволодов В. История тетрального образования в России (XVII и XVIII вв.) CПБ, 1913

В.С.Куров « Краткий очерк истории здания, в котором мы учимся и работаем, Москва, 1988

Сайт Большого театра  2011.bolshoi.ru

 

Все публикации раздела «История»
173