Инициатором идеи организации Воспитательного дома для сирот в качестве приюта для незаконнорожденных и детей бедняков стал Иван Иванович Бецкой – крупный деятель просвещения 18 века.
Воплощение идей по реформированию российского образования
Воспитательный дом для детей стал частью плана прогрессивной образовательной реформы И.И. Бецкого. Именно ему Российская империя обязана возникновению большого числа благотворительных и учебных заведений. Сиротский дом в Москве получил статус государственного учреждения, призванного воспитывать и обучать беспризорных и осиротевших детей всей страны.
Сегодня, зная, кто открыл Воспитательный дом для сирот, становится понятной глобальная идея его создания рядом с Московским Кремлем. Поначалу среди питомцев Воспитательного дома не было законнорожденных старше двух лет, детей крепостных и незаконнорожденных известными родителями. Принимались лишь брошенные, сироты и беспризорники.
Правила приема заметно смягчились в середине 19 столетия – в Императорский Воспитательный дом уже принимались законные дети, которые нуждались в заботе, сироты из семей бедняков и наследники тяжело болеющих родителей. Образовалось отделение для малолетних детей офицеров, погибших на войне. Они воспитывались с младенческого возраста до наступления 18 лет. К тем, кто учился в Воспитательном доме, применялись строгие принципы приучения к честному труду.
Перспективы обучения
Организация воспитательного процесса в детском доме в Москве основывалась на делении детей на возрастные группы от рождения до юности. Отдельно регламентировались вопросы питания, режима, обеспечения одеждой, обучения, сохранения здоровья, наказаний и других вопросов.
Система воспитательной работы в детском доме на Москворецкой набережной основывалась на выявлении воспитанников с выдающимися способностями. Склонных к рисованию отправляли в Академию художеств Санкт-Петербурга и в другие заведения. Выпускники Императорского приюта – Воспитательного дома получали права свободного обывателя и пользовались привилегиями. Став взрослым, воспитанник из крепостной семьи не становился крепостным.
С учреждением Воспитательного дома появилось ремесленное училище, в котором было подготовлено немало специалистов по металлообработке, токарному, слесарному, столярному делу. Иван Бецкой занимался организацией воспитательных домов не только для образования мальчиков, но и для девочек, которые по окончании заведения могли работать гувернантками.