После революции 1917 года Императорский московский воспитательный дом был упразднен как учебное заведение для детей и переименован во Дворец труда.
Его многочисленные здания занимали разнообразные рабочие объединения и профсоюзы, одновременно на огромной территории располагались и медицинские учреждения, чья история корнями уходила в XVIII век и была неразрывно связана с Воспитательным домом - Дом охраны младенца и Институт акушерства, позже объединенные в Институт педиатрии (работал в этом месте до 1962 года).
В 1920 г. главное здание сильно пострадало от пожара, однако в 1921‐23 гг. было полностью восстановлено, а в 1928 г. ‐ реконструировано под руководством архитектора И.А. Иванова‐Шица в модной в то время стилистике модерна. В ходе реконструкции были внесены некоторые изменения как во внешний облик здания, так и во внутреннюю планировку. К примеру, в раках борьбы с религией церковь была превращена в актовый зал, также в стиле модерн. Кроме профсоюзных организаций, в комплексе зданий размещались редакции ряда газет и журналов («Гудок», «На вахте», «Тридцать дней» и другие).
В 1938-м здесь поселилась Военная академия, затем — Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, которой постепенно отошла вся территория за исключением здания бывшего Опекунского совета, отошедшего Академии медицинских наук, и еще нескольких небольших второстепенных зданий, расположенных ближе к Солянке.
Несмотря на трудности молодого социалистического государства, история постройки и реконструкции комплекса Воспитательного дома не закончилась в 1920‐х гг. Вся Москва в то время был площадкой для реализации грандиозных градостроительных планов, призванных сделать город великой и современной мировой столицей. Еще до Великой Отечественной Войны был разработан генеральный план завершения строительства в соответствии с первоначальным замыслом К.И. Бланка, согласно которому должен был быть построен 2‐й (восточный) квадрат. Одновременно намечалась полная реконструкция ул. Солянки, ее спрямление и расширение. Эти работы проводились под руководством академика архитектуры Иосифа Игнатьевича Ловейко, который в 1938 году и взялся довести до финала проект Карла Бланка и закончить ансамбль – то самое восточное крыло.
Этот амбициозный проект в связи с Великой Отечественной войной растянулся на пару десятков лет.
Вначале Ловейко начал строить фасадное здание восточного корпуса — примитивную и очень приблизительную копию старого оригинала. Между 1938 и 1948 гг. архитектурной мастерской Моссовета построено южное крыло корпуса.
Полностью же первоначальная архитектурная композиция, воплощающая замыслы архитекторов середины XVIII века, была закончена только во второй половине 1960-хх гг, и Императорский московский воспитательный дом получил тот облик, который сейчас знаком всем москвичам.
Надо сказать, что Ловейко не только стремился воплотить в жизнь проект Бланка, но и фактически спас Воспитательный дом от полного уничтожения.
В конце 40-х – начале 50-х гг. Сталин искал в Москве место для восьмой, самой большой, столичной высотки. По замыслу, новое здание должно было на визуальном уровне «поддерживать» Дворец Советов и связать в единый ансамбль другие московские высотные здания. Территория Воспитательного дома всерьез рассматривалась для этого строительства, но, по легенде, Ловейко удалось оттянуть решающий момент.
Высотку начали было строить на месте нынешнего парка «Зарядье» (соорудили фундамент, на котором впоследствии стояла гостиница «Россия»). Воспитательный дом был спасен, а Ловейко достроил восточное каре для размещения в его стенах Артиллерийской академии, которая выросла из Петербургского артиллерийского училища, основанного в 1820-м году.
Что же мы знаем о человеке, не допустившем разрушения одного из самых крупных и важных зданий Москвы?
Иосиф Игнатьевич Ловейко, по праву считавшийся мастером московской комплексной застройки, родился в 1906 году в селе Прохоры Спасского района Дальневосточного (ныне Приморского) края.
Крестьянское детство, ремесленное училище, рабфак во Владивостоке — так прошло детство и юность будущего мэтра советской архитектуры. На рабфаке молодой Ловейко выделялся выдающимися способностями к рисованию – он оформлял стенгазеты, учебные пособия, рисовал портреты писателей для кабинета литературы. Таланты Ловейко были оценены по достоинству, и из Владивостока молодой человек был направлен в Москву на учёбу во ВХУТЕМАС.
Его учителями в Москве были основоположники и лидеры существовавших тогда архитектурных школ и течений – классик русского авангарда К. Мельников, идеолог рационализма В. Кринский, известные конструктивисты братья Веснины. Своим учителем Иосиф Игнатьевич считал А. А. Веснина, под руководством которого выполнял свой дипломный проект.
В 1931 году Ловейко получает диплом и начинает работать в Стройсекторе ВСНХ РСФСР, а затем в архитектурно-проектных мастерских Моссовета (будущий Моспроект), в которых проработает всю свою жизнь.
Значительную роль в профессиональной жизни архитекторов 30-х годов XX века играли многочисленные творческие конкурсы. Страна нуждалась в большом количестве зданий различного функционала, и смелые масштабные проекты молодых архитекторов были крайне востребованы. Уже первые конкурсные работы И. И. Ловейко замечены — конкурсный проект здания Наркомтяжа на Красной площади, отличавшийся смелой масштабностью решения, получил признание, но не был реализован.
Всё творчество Ловейко — за исключением немногих работ — связано с Москвой. Он участвовал буквально во всех крупных архитектурно-строительных проектах в столице. Его первые самостоятельные работы также были связаны с глобальной реконструкцией Москвы, развернувшейся в начале 30-х годов. В это время Ловейко работает под руководством одного из признанных мастеров советской архитектуры Даниилом Фёдоровичем Фридманом, выполнив ряд знаковых проектов, в том числе оформление наружного павильона станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») выразительными монументальными входными арками.
В 1935 году И. И. Ловейко в числе других архитекторов участвует в составлении Генерального плана Москвы, а также в проектировании и строительстве крупных жилых домов в разных районах Москвы, которые отличались монументальностью, торжественными фасадами со множеством ордерных деталей.
Признанный, несмотря на свою молодость, архитектор с группой своих единомышленников принимает активное участие в создании масштабных архитектурных ансамблей при застройке Котельнической и Гончарной набережных (1934–1938), которые идеально вписывались в утвержденную концепцию генерального плана, согласно которой в Москве каждый квартал, каждый отрезок улицы, каждая улица и площадь должны оформляться как единый ансамбль, и город виделся как архитектурный комплекс, единый по замыслу и выполнению. Именно в это время И.И. Ловейко познакомился с комплексом Императорского московского воспитательного дома, загорелся идеей достроить, дооформить его ансамбль и оставить его потомкам как напоминание о сильных традициях русской архитектуры.