Императорский московский воспитательный дом по задумке своего идейного вдохновителя, известного просветителя и педагога XVIII века, И.И. Бецкого, был призван не только дать сиротам, беспризорным, подкидышам кров и заботу.
Высшей задумкой Бецкого было создание нового класса общества, отличного от дворян и крестьян, формировавших в ту пору основу государственного устройства России.
Сам Бецкой писал: «Прямое намерение нового учреждения [Воспитательного дома] — произвести людей, способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах».
В связи с этим воспитанники Воспитательного дома с самых ранних лет приучались к труду и получали всестороннее образование, включая и изящные искусства – театр, пение, музыку. Предпринималось все возможное, чтобы дать детям не просто знания, но и конкретную профессию, которая могла бы их кормить после выпуска из Воспитательного дома. Девочки могли рассчитывать стать гувернантками или акушерками. Для мальчиков выбор был значительно больше и постоянно расширялся.
В 1826 году императрица Мария Федоровна, покровительница всех образовательных заведений в России того времени, особо заботившаяся о воспитательных домах, повелела создать для мальчиков Московского воспитательного дома «большие мастерские для разных ремесел на 300 человек».
С этой целью известный архитектор Д.И. Жилярди отстроил сгоревший еще в 1812 году и стоявший в руинах Слободской дворец в Немецкой слободе. В 1832 году училище, получившее название «Московское ремесленное учебное заведение», было открыто. Воспитанники Воспитательного дома обучались бесплатно, но также было выделено 50 платных мест для детей купцов, мещан и других желающих обучаться ремеслам.
Именно это учебное заведение в дальнейшем после ряда преобразований и переименований стало главным специализированным техническим учебным заведением Москвы и одним из лучших в России, а сейчас носит имя «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана».